Сначала немного истории. Компания Tetra Pak начала своё существование в Швеции в 1920-х годах, когда Ruben Rausing и Erik Ackerlund организовали упаковочную компанию. В 1930-х ей начал единолично владеть Rausing. Он предпринял широкую экспансию продукции своей фирмы.

В 1944 в компанию был принят молодой учёный-исследователь Erik Wallenberg (не путать с Раульем Густавом Валленбергом — шведским дипломатом, спасшим жизни тысяч венгерских евреев во время Второй мировой войны, а после её окончания замученным до смерти на Лубянке, где вплоть до Ельцинских времён отрицали смерть Рауля во внутренней тюрьме этого зловещего здания. Хочу напомнить, что племянница Рауля, является женой предыдущего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана). Ну это я ушёл в сторону, но не смог сдержаться, поскольку давно интересуюсь судьбой этого неординарного человека. Эрику Валленбергу было поручено разработать новую упаковку для молока. Его усилия привели к развитию 4-х стороенного контейнера, который и назвали Тетра-Пак. Почти 10 лет ушло на то, чтобы создать 4-х слойную плёночную систему, состоящую из полиэтилена, алюминиевой фольги и картона и первая такая упаковка была использована для розлива молока шведской фирмы молочных продуктов Lund Dairy. Сразу после этого руководство компании начало заниматься применением этой упаковки и для вина. Что натолкнуло на это решение? Большинство вин в мире – это обычные столовые вина, предназначенные для быстрого потребления сразу после его производства. При кратковременном хранении обычно не обращают внимание и не заботятся о том, как воздействуют солнечные лучи на вино, колебания окружающей температуры, контакт с кислородом воздуха, влажность и т.д., те факторы, которые важны при длительном хранении. Тетра-Пак защищает вино от этих воздействий.

Тетра-Пак – это будущая винная упаковка? Давайте взвесим все за и против:

  • Меньший вес упаковки, её дешевле поставлять потребителю
  • Непрозрачный картон предохраняет вино от вредного для вина
  • Воздействия прямых солнечных лучей и ультрафиолета. Упаковка стерильна, герметично укупорена, такому вину не грозит «заразиться» корковой болезнью (появление в вине непрятного запаха мокрого картона с плесенью, вызванного некоторым химическим веществом)
  • Большая поверхность упаковки даёт возможность для размещения как дополнительной полезной информации, так и ненужной рекламы
  • Легко хранить из-за формы упаковки, не надо специальных полок и решёток
  • Картонная упаковка демократизирует вино, отвечая требованиям современного, активного стиля жизни, когда ценится практичность во всем
  • Продукт в такой упаковке удобно брать с собой на пикник и на вечеринку, иметь под рукой для приготовления различных блюд, соусов и десертов
  • Подаётся вторичной переработке, дружественна к окружающей среде, легко утилизируется
  • Такая упаковка не сильно отличается от уже давно используемой и привычной упаковки «мешок-в-коробке с краником», ставшей достаточно популярной
  • Стеклянная упаковка часто весит больше своего содержимого в отличии от картона
    Для её открытия не требуется специальных приспособлений

Минусы:

  • Раньше такая упаковка использовалась для самых дешёвых вин, которые пить было невозможно (сейчас положение улучшилось в этом секторе столовых вин), но старые воспоминания тянут за собой некоторый негативный шлейф
  • При изготовлении такой упаковки используется пластик и некоторые металлические компоненты, насколько они дружественны в отношении окружающей среды?
  • Не видно содержимого упаковки. Очень плохо для розовых вин, которые «покупают глазами», для сладким вин сочного золотистого цвета и т.д. Все вина выглядят одинаково в зависимости от цвета упаковки
  • Винные бутылки некоторых регионов мира имели отличительную форму – в Эльзасе, Рейнские вина, вино из Шатонёф-дю-Пап с тиснением и т.д. Картонная упаковка единообразна, обезличена
  • Такая упаковка эстетически может низводить вино до статуса простого напитка, сделанного из винограда и содержащего некоторую алкогольную крепость. Такой соблазн существует из-за схожести подобной упаковки с молочной или соковой.
  • Картонная упаковка морщит носы некоторым особенно щепитильным и утончённым ценителям вина, также как и навинчивающаяся пробка

Ни один довод за и против не вызывает моментального отрицания новой упаковки или безудержного её восхваления.
В 2008 году компания Тетра-Пак продала 1.7 млн винных контейнеров и их рынок постоянно растёт с двухзначной величиной. Самые крупные потребители этой упаковки для вина – Аргентина, Италия, Испания. Если говорить о рынке США, то здесь картонная упаковка начала использоваться достаточно поздно, с 2004 года, но затем набрала большие обороты и в первую очередь за счёт озабоченности местных властей по поводу защиты окружающей среды. Особенно модным здесь стало разливать экологически чистое вино в такую упаковку, как бы подчёркивая единение вина и ёмкости, в которое оно налито. Если говорить об американских винных магазинах, то могу подтвердить, что сейчас здесь продаётся достаточно много вина в такой упаковке, в первую очередь из Австралии, Аргентины, Франции. Последняя, например, представлена различными винами под брендовым названием «French Rabbit» ( «Французский кролик») известной компании Boisset.