Кризис — явление почти во всех смыслах негативное — имеет и свои положительные стороны: облегчая, с одной стороны, кошелек многих энолюбителей, с другой он обостряет смекалку, заставляя поклонников Бахуса искать альтернативы классической форме закупок ради экономии на любимых этикетках.

Среди новых тенденций винного шопинга особенно набирают обороты клубы обмена, группы приобретения вина и гаражные распродажи. Им даже посвящена специальная встреча в рамках престижной международной выставки Vinitaly (Верона, 2-6 апреля).

В Италии, почти что копируя советские традиции книгообмена, все больше распространяется мода на обмен бутылками: и вовсе не с целью заработка, а ради взаимного удовольствия. Поэтому беда невелика, даже если ценное вино меняют на марку поскромнее: большую роль играет сентиментальная привязанность к конкретному типу напитка, охота за недостающими экземплярами винной коллекции или банальное любопытство и желание разнообразить собственный погребок, не тратя при этом ни цента. Как грибы после дождя появляются посвященные энообмену специализированные сайты, блоги и форумы, где желающие могут ознакомиться с предложениями или выставить свои этикетки.

Еще одна все более популярная на Апеннинах тенденция — это так называемые группы приобретения вина, изобретенные энолюбителями, предпочитающими перескочить через посредничество магазина. В среднем группы состоят из пяти-десяти человек, отличаются сверхинформированностью в новостях и новинках мира вина, а потому для покупки обращаются напрямую к крупным производителям — особенно французским. Очень часто члены группы — это самые настоящие мономаньяки конкретного типа вина: от влюбленных в шампанское до оклонников пино нуар, от фанов бароло до брунеллистов. Они встречаются друг у друга дома или в мировой паутине, делятся между собой знаниями и новостями, а затем поручают товарищам, вошедшим в контакт с выбранным производителем, произвести вывоз бутылок с предприятия. Порой эти походы за вином обставлены с почти религиозной ритуальностью и превращаются в почти настоящее паломничество к местам культового продукта. В большинстве своем участники этих своеобразных клубов — это люди от 35 до 55 лет со средним уровнем дохода. Движет ими страсть к качественному винопитию в сочетании с разумными расходами: по их мнению, правильная организация позволит насладиться хорошими этикетками даже с ограниченным бюджетом.

В русле этой тенденции выделяются не только смекалистые покупатели, но и предприимчивые продавцы. Часто приют энолюбительским клубам предоставляют именно энотеки, заказывающие лучшие вина со всего мира и предлагающие гостям познакомиться с чудесами мировой энологии — так нередко спонтанно создаются новые группы приобретения, вдохновленные персональным опытом дегустации.

В Соединенных Штатах — своя мода. Там традиция домашних распродаж, организуемых прямо в саду собственного дома, получила развитие и применительно к энологии: так возникли гаражные распродажи вина. Утром в субботу и воскресенье многие американские семьи опустошают гараж или чердак и продают собственные товары на газоне перед домом. Вооружившись терпением и любопытством, на этих развалах можно наткнуться на самые настоящие сокровища, необычные предметы современного искусства или, наоборот, антиквариата. Винные распродажи помогают продавцам сбыть вина, приобретенные оптом и, возможно, набившие оскомину, а покупателям — отыскать изюминки для коллекции или вина, уже не проходящие по официальным каналам. Гаражные распродажи могут быть организованы не только в саду, но и внутри дома. Достаточно предупредить знакомых рассылкой по электронной почте или смс, и дело сделано. Торги, само собой, завершаются тостом — за удачную сделку и за здоровье участников. источник: drinktime.ru