Впервые разливать газированные напитки в пластиковые бутылки стали в Америке четверть века назад. Сейчас на прилавках магазинов, помимо лимонада, минеральной воды и подсолнечного масла, в прозрачной полиэтиленовой упаковке можно увидеть пиво.

А с некоторых пор даже вино. Вот только многие с сомнением относятся к этому нововведению. И, с опаской взглянув на пластиковую бутылочку с вином, покупают привычную стеклянную. И правильно делают! Как выяснилось, вино в пластиковой упаковке — лишь жалкое подобие древнего и уважаемого продукта.

Вино в России по сравнению с другими алкогольными напитками особым спросом не пользуется: в суммарном объеме потребления доля вина составляет лишь 5—6%. Эта цифра вдвое меньше объемов «поглощения» продукта странами традиционно низкого винопотребления (Финляндия, Швеция, Норвегия, Великобритания) — 12-20%. В странах с давними винодельческими традициями эта величина достигает 70-80%.

В России же в связи с катастрофическим состоянием виноградарства резко сократилось производство винодельческой продукции, соков, свежего винограда — за последние десять лет на 30%. Вместе с тем выработка шампанских и игристых вин за эти годы выросла со 115 до 165 млн. бутылок. Это объясняется традиционно высоким спросом на отечественное шампанское, а также удачной закупкой больших партий вполне удовлетворительных по качеству виноматериалов в Молдове, Испании, Аргентине и других странах.

Вино в пластике

Скептический взгляд покупателя на качество вина в пластиковой бутылке вполне обоснован. Дело в том, что содержащиеся в пластике токсичные вещества, пусть и в небольших количествах, если и не растворяются в холодных напитках при правильном хранении, то через некоторое время обязательно растворятся в алкоголе. К тому же следует помнить, что вино обладает свойством поглощать и удерживать в себе запахи. Кому приятно пить вино, отдающее пластмассой?

ПЭТ обладает еще одним неприятным качеством: в отличие от стекла, он пропускает газы. Наибольший вред наносит вину кислород, проникающий в емкость извне. Взаимодействуя с вином, он превращает содержащийся в нем спирт в уксусную кислоту. Многое зависит также от особенностей самого вина: чем выше его танинность и содержание сахара, тем устойчивее оно к окислению. Опытные дегустаторы распознают изменения во вкусе и аромате вина уже через несколько часов. А спустя пару недель даже не специалист назовет вино «подкисшим». Так что винодел, предполагая хранить вино несколько лет, разольет его исключительно в стеклянные винные бутылки, более прочные и герметично закупоренные длинными пробками. Стеклянные бутыли перед розливом в них вина тщательно промывают горячей водой со щелоком, чтобы начисто уничтожить посторонние запахи.

С другой стороны, у ПЭТ-бутылок масса достоинств. Прежде всего, они легкие. Масса стеклянной бутылки 200-300 г, а равной по емкости ПЭТ-бутылки — всего 30г. При этом они достаточно прочные. Даже наполненные жидкостью бутылки ПЭТ не разбиваются при падении с высоты полутора метра. К тому же они выдерживают статическую вертикальную нагрузку до 140 кг. И даже при более высоком давлении никогда не возникает опасности взрыва с образованием осколков. Групповая шестиместная упаковка ПЭТ-бутылок является оптимальной по затратам и вместительной. Все это удешевляет транспортировку ПЭТ-тары по сравнению со стеклянной примерно в десять раз!

Помимо этого, ПЭТ-тара, обладающая легкостью термопластического формирования, может приобретать самые сложные и невероятные формы. ПЭТ-оборудование требует меньших капиталовложений, энергоупотребления, меньше производственной площади. Не говоря уже о рентабельности производства пластиковых бутылок.

Существуют разные возможности противодействовия способности ПЭТ пропускать газы. Например, усиление стенок бутылки, использование материалов, обладающих на 20-30% лучшими барьерными свойствами, или многослойные бутылки. Но подобные затраты на усовершенствование пластиковой упаковки не очень выгодны производителям. И главное — нужно не упускать из виду возможность подделки. Судите сами: залить суррогат под металлическую или пробковую крышку в стеклянную бутылку — дело хлопотное и затратное. Куда проще разлить подделку в дешевенький пластик! Недавно американские ученые подсчитали: попив тысячу раз из пластиковой бутылки, вы сокращаете свою жизнь на девять минут. Во многих странах мира производители все чаще отказываются от пластика и возвращаются к традиционной стеклянной бутылке. Почему?

В странах ЕС вообще запретили использовать отдельные виды полиэтиленовой тары для пищевых жидкостей, в особенности для детского питания. Главным образом этот запрет относится к бутылке из поливинилхлорида (ПВХ), которую экологи назвали «оружием массового поражения». Из такой бутылки выделяется винил-хлорид, отравляющий содержимое тары. А при ее сжигании в воздух выделяются фосген и диоксин, по токсичности в сотни раз превосходящие цианистый калий и яд кураре. Самый простой способ опознать пластикового «убийцу» — провести ногтем по поверхности бутылки. Если останется легкий след, как от царапины, — значит перед вами опасная упаковочка. Безопасные полимеры после такой проверки остаются гладкими. Еще нужно обязательно посмотреть на донышко бутылки. Добросовестные производители ставят на дне вредной тары значок — тройку в треугольнике. Или пишут: «PVC». Российские же производители практически не маркируют товары и упаковки из пластика, в сертификатах на продукцию тоже не всегда можно прочесть, из чего изготовлена емкость.

Вето на пластиковые бутылки не коснулось пока тары из полиэтилентерефталата (в миру ПЭТ). Тем не менее даже из относительно безопасной ПЭТ-бутылки при неправильном хранении в жидкость могут попасть этиленгликоль, диметилфталат, формальдегид, всевозможные спирты (отнюдь не пищевого назначения), остатки катализаторов, куда входят ацетаты марганца, цинка, кобальта, сурьмы и пр. Стоит учесть, что при несоблюдении условий и сроков хранения напитков в пластике миграция вредных веществ в жидкость уси­ливается. При увеличении температуры до 28°С скорость проникновения в напиток соединений, содержащихся в пластиковой таре, увеличивается в 10 раз. Так что сейчас в Евросоюзе активно обсуждается вопрос о запрещении использования и ПЭТ-тары для упаковки продуктов. В России же отношение к этой проблеме гораздо либеральнее. Ежегодно в стране потребляется около 4 млрд. пластиковых бутылок, в которые разливают пиво, газированную воду и растительное масло, а рост индустрии по производству этой тары оценивается в 15-20% в год. Поэтому в настоящий момент российский рынок ПЭТ-тары является наиболее при­влекательным для западных инвесторов. К примеру, такая крупная зарубежная компания, как Tetra Pak, заинтересовалась российским рынком пластиковой тары. И не только из-за его бурного роста в России, но и из-за сомнительных перспектив такого рынка в Европе.

Стекло — идеальная тара

Если пластик в России все же успешно конкурирует со стеклом по розливу безалкогольных напитков и пива, то в том, что касается розлива вина, у стекольной промышленности соперников нет и вряд ли когда-нибудь будут.

Стекло играет все большую роль в индустрии упаковки, позволяя сохранить на должном уровне вкус, запах, чистоту и санитарно-гигиенические характеристики продукта, при этом все большее значение приобретают стеклоизделия с уменьшенным весом. Ежегодно производство стеклянных бутылок в стране увеличивается на 20%. В настоящее время признанными лидерами в производстве стеклотары являются ОАО «Красное Эхо» и ООО РАС-КО, которые за последние три года увеличили выпуск продукции более чем в 2,5 раза.

Стеклянные бутылки традиционно используют для розлива вина. Первые стеклянные бутыли, сколько-нибудь напоминающие современные, появились в XIV— XV вв. Однако в то время они были хрупкими, с тонкими стенками. Хранить вино в них было нельзя. Толстостенные бутылки появились в Англии и Голландии только в XVII веке. Для их укупорки с 1680 года стали использовать корковые пробки. Этот эластичный материал позволяет вину «дышать».

В российской промышленности стеклянная бутылка применяется уже два века. По сей день стеклянные емкости являются самыми экологичными. Химическая структура стекла препятствует проникновению газов, посторонних запахов и вкусов. Стекло прозрачно, легко перерабатывается и формуется. К тому же может использоваться вторично.

Основными недостатками стекла являются большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются. В настоящее время интенсивно ведутся работы по уменьшению массы стеклотары и улучшению ее механических свойств за счет обработки поверхности различными веществами, нанесением покрытий на основе полимеров.

При розливе вина учитывается размер бутылок. Это связано с количеством воздуха, сохраняющегося под пробкой. Чем больше бутылка, тем дольше зреет вино, тем лучше оно становится. Маленькая деталь: белое вино разливается в бутылки белого стекла (или чуть желтоватые или зеленоватые), а красное — в бутылки бо­лее темного стекла зелено-бурого цвета.

На сегодняшний день в мире существует несколько видов винных бутылок из стекла:

  • бордосская: циллиндрическая, резко суживающаяся к горлышку, с крутыми «плечиками», предназначенными для удержания возможного осадка, наиболее часто применяемая бутылка.
  • бургундская: бутылка с покатыми «плечиками».
  • рейнская: бутылка вытянутой формы.
  • провансальская: напоминает амфору.
  • шампанская: толстостенная бутылка, способная выдержать высокое давление.
  • боксбойтель: франконская бутылка, внешне напоминающая флягу.
  • буддель: бутылка в виде треугольника, используемая для разлива некоторых немецких вин.

Стандартной считается бутылка емкостью 0,7-0,75 л. Также для разлива вина используют бутылки 0,375 л, 0,5 л, 1 л, 1,5л.

Минздрав предупреждает… и разрешает

Но вернемся к вину в пластиковой таре. Чтобы разлить вино в пластиковую бутыль, предприятию необходимо получить сертификацию Минздрава России. После чего на реализацию продукции выдается разрешение сроком от 4 до 8 месяцев, в зависимости от того, какое вино — марочное или ординарное (т. е. вино урожая текущего года). Есть градация и для сухих и для крепленых вин в зависимости от количества спирта. Очевидно, что раз­ливать в пластиковую тару можно только вино молодое, некрепленое. Крепленые вина производят с помощью добавления виноградного спирта, убивающего дрожжи, после чего в вине остается часть сахара. Крепленые вина имеют от 18 до 20% алкоголя, выдерживают их в дубовых бочках. Такие вина хранятся на протяжении многих лет. Алкоголь же свыше 18° в ПЭТ-тару разливать запрещено.

Дешевый пластик под стать дешевому вину
Безусловно, стеклянная тара обеспечивает многолетнее хранение продуктов. Кроме того, она экономична, пригодна для повторного применения, экономична, да и выглядит наиболее эстетично по сравнению с альтернативными видами упаковки. Но, увы, стеклянные бутылки недостаточно удобны в применении вследствие большой массы и хрупкости. Так что в некоторых случаях замена тяжелой, легко бьющейся упаковки из стекла бывает необходима (например, в экспедициях, походах и т. п.). Вино же, пусть и не наи­высшего сорта, в ПЭТ-таре значительно дешевле и прекрасно подойдет для приготовления пищи (скажем, для загородного шашлыка). Цена ПЭТ-бутылки в среднем на 15-25%, а иногда и на 40%, дешевле, чем альтернативная упаковка. Кроме того, российские производители имеют возможность существенно варьировать цену упаковки за счет выбора более дорогих или более дешевых этикеток и пробок.

Практика розлива дешевого вина в пластиковые бутылки для подобных целей широко распространена на Западе, к примеру, в Испании и в Италии. Но в России это оказалось делом бесперспективным вследствие целого ряда обстоятельств. Прежде всего, из-за сложившегося предпочтения покупать вино именно в стеклянных бутылках. Стеклянная бутылка выглядит презентабельней, авторитетней. Но помимо чисто субъективных пристрастий потребителя, есть и более веские причины «против». Дело в том, что для вина нужны особенные пластиковые бутылки, отличные от тары для воды, подсолнечного масла и пива. Изготовить бутылку-ПЭТ для вина, способную противостоять ультрафиолету, особенно герметичную и не «делящуюся» посторонними «ароматами» и вредными для вина веществами с содержимым, можно, но только за счет специальных химических добавок (модификаторов). Вот они-то, даже в небольшом, нужном для бутылки количестве, стоят дорого. Из-за чего цена конечного продукта вырастает практически до стоимости аналогичной стеклянной. На Западе уже разработана технология микронного послойного нанесения веществ, повышающих теплостойкость, барьер проницаемости для кислорода и углекислого газа, инертность по от­ношению к химически активным соединениям. В таких качественных бутылках напитки хранятся свыше 2-3 месяцев без ущерба для качества. Термостабилизированный ПЭТ позволяет осуществлять горячий розлив (до 95°С) и пастеризацию (до 75°С), что и нужно для розлива хорошего вина.

В России на сегодняшний день нет практически ни одного предприятия, способного осуществлять розлив вина в пластиковые бутылки постоянно, а не время от времени. Даже такое крупное предприятия безалкогольной промышленности, как «Очаковское», продержалось с розливом вина в ПЭТ-тару около года. После чего, видя нерентабельность подобной практики, прекратило розлив вина в пластик.

Теперь все знают, что…

Вино в пластиковые бутылки разливать можно — и с технологической, и с медицинской точки зрения. Обязательным условием является сертификация бутылки ПЭТ, предназначенной именно для вина. Вот только хорошее вино ни один винодел в пластиковую бутылочку не разольет, а вот вино неудачное для такой упа­ковки просто идеально — оно дешево, бутылка тоже, и использовать его нужно в самое ближайшее время.

Для справки:

Для идентификации материала и для облегчения сортировки на бутылки наносят цифровое обозначение (на пластмассовых— от 1 до 19, на стеклянных — от 70-до75).

В свою очередь, для пластмасс установлены следующие цифровые обозначения:

1 — ПЭТ
2 — ПЭНД
3 — ПВХ
4 — ПЭВД
5 — ПП
6 — ПС
7 — другие полимеры.

Источник: Pakkograff 2000 № 4